История естествознания свидетельствует о том, что от эмпирических наблюдений до их материалистического гносеологического анализа нередко проходили тысячелетия. При этом примитивные наблюдения вновь и вновь возвращались на более высокие уровни осмысливания, пока не утверждались в подлинно научном понимании. Поучительный пример являет нам история утверждения экологии — науки, изучающей взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. За 2500 лет до открытия первого возбудителя инфекционной болезни Гиппократ, обобщая философские взгляды своих предшественников, впервые в отчетливой форме указал на связь массовых (эпидемических) заболеваний с природой, с основными окружающими человека естественными средами — почвой, воздухом, водой.
Долог был путь от наивных, но вполне материалистических представлений древнего философа и его школы до современной экологии. Почти 100 лет потребовалось для того, чтобы термин «экология» появился в трудах и руководствах по паразитологии (Е. II. Павловский, А. А. Филипченко, В. А. Догель, В. II. Беклемишев, К. И. Скрябин). Экологический подход к пониманию сущности эпидемического процесса был утвержден В. М Ждановым (1964), который четко указал на отношение эпидемического процесса к экологическим явлениям. Вместе с тем он отметил: «… то обстоятельство, что эпидемический процесс протекает в человеческом обществе, отличает его от эпизоотического процесса, и это отличие, помимо прочего, состоит главным образом в том, что движущими силами эпидемического процесса являются общественно-экономические условия жизни людей». По его мнению, эпидемический процесс отражает экологию возбудителя болезни в человеческом обществе. Такую специфику эпидемического процесса подчеркивает Б. Л. Черкасский. Дальнейший процесс познания привел к углублению экологического мышления в эпидемиологии в результате применения популяционной концепции взаимоотношений возбудителя с хозяином и системного подхода.
Последние комментарии