Последствия экономии государства на здравоохранении не заставили себя ждать — в первом квартале нынешнего года на льготные лекарства было потрачено лишь 31,5 миллиарда рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объемы госзакупок упали на 26,8% в денежном выражении, и на 20% — в «упаковках». Такие данные содержатся в отчете аналитической компании «DSM Group», занимающейся мониторингом фармацевтического рынка.
По данным аудита «DSM Group», средневзвешенная стоимость закупленной упаковки лекарства зарубежного производства составила 2154 рубля, «средняя» отечественная упаковка обошлась государству в 793 рубля. При этом, за январь-март 2017 года было приобретено только 22,7 миллионов упаковок льготных препаратов, что на 5,7 миллионов меньше, чем год назад. Трудно представить, что нуждавшиеся в этих препаратах больные вдруг выздоровели. Более вероятно то, что необходимые лекарства они покупали за свой счет, или не лечились совсем. Причем, пострадали, как следует из аналитического обзора, наиболее незащищенные категории пациентов.
«Семь высокозатратных нозологий»: меньше в два раза
Согласно одобренному правительством в нынешнем году бюджету впервые сократились затраты по программе «7 ВЗН». Власти планировали начать экономить средства за счет импортозамещения. Однако, в целом по программе льготного лекарственного обеспечения в первом квартале 2017 года доля препаратов отечественного производства в натуральном выражении составила всего 56,4% против 50,1% в январе-марте 2016 года. Выросли за год и цены. В итоге из-за сокращения объема бюджетных средств на реализацию программына 35,1%, в натуральном выражении закупки сократились на 52,3%. А это почти 1,2 миллиона упаковок дорогостоящих препаратов, которые не в состоянии купить ни один российский больной.
Программа ОНЛС: минус 17,3%
По программе ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) лекарства закупаются для так называемых федеральных льготников (в частности, для инвалидов). Объем госзакупок по этой программе в первом квартале 2017 года упал на 12,9%. В результате в льготные аптеки было завезено на 17,3% меньше упаковок лекарств.
Что касается результатов импортозамещения, то по программе ОНЛС доля отечественных препаратов в стоимостном выражении выросла с 21,1% до 26,8%, и в натуральном — с 52,7% до 57,8%. При этом, аналитики обращают внимание на практически полное вымывание из госзакупок импортных противоопухолевых препаратов «Герцептин» (-91,2%) и «Авастин» (-97,7%).
Региональные закупки: оценить невозможно
Что касается региональных льготников, то обеспечение этой категории существенно различается в разных регионах, так как напрямую зависит от их финансовых возможностей. И в целом по стране с получением препаратов, гарантированных по закону, в регионах большие проблемы. По словам правозащитников, льготники со всей России жалуются на невозможность получить лекарства по самым разным причинам.
По данным Генпрокуратуры, за 2016 год выявлено 15 тысяч нарушений в сфере лекарственного обеспечения, заведено семь уголовных дел. Основные нарушения связаны с тем, что местные власти при утверждении территориальных программ не учитывают реальную потребность и сознательно закладывают в бюджеты значительно меньше средств на лекарственное обеспечение, чем нужно, считает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Например, в Калмыкии при потребности в 300 миллионов рублей в территориальную программу включены контракты только на 67 миллионов, рассказал Саверский.
В Краснодарском крае при опросе пациентов, проведенном Лигой, о проблемах при получении препаратов заявили 70% льготников. «Сложилась сложная ситуация с пациентами на гемодиализе, есть проблемы с эритропоэтином, с препаратами фосфорно-кальциевого обмена. Им не то, что препараты не выдают, им даже рецепты на них не выписывают, потому что денег нет. В прошлом году по суду их обеспечили и взяли расписку, что претензий не имеют. Но в этом году препаратов снова нет или вместо положенных двух упаковок дают одну», — рассказала на прошедшем в конце мая V всероссийском конгрессе «Право на лекарство» председатель Краснодарского краевого отделения Лиги Ольга Иванова.
За свой счет
В итоге, сегодня эти средства изыскивают сами граждане. По словам эксперта «DSM Group» Юлии Нечаевой, одним из индикаторов кризиса является доля фармрынка от ВВП страны. В среднем этот показатель составляет 1,5%. Однако в кризисные периоды он начинает расти. Так было в 1998 и 2009 годах, такое происходит, начиная с 2015 года, и сейчас. Это объясняется тем, что на лекарства люди тратятся, отказываясь от всего остального.
При этом, емкость самого рынка падает, то есть, лекарств россияне покупают все равно меньше. С 2010 цены на лекарства выросли более, чем вдвое. В последние два года среднестатистический россиянин покупал за собственные средства 27 упаковок лекарств в год (на 4 меньше, чем 5 лет назад), и только 7 упаковок обеспечивало ему государство.
Итогом неизбежно станет рост заболеваний и смертности, считает Саверский. По его словам, во всех цивилизованных странах лекарствами из перечня жизненно необходимых пациенты обеспечиваются бесплатно, а у нас государство фактически «регулирует цену не на лекарства, а на жизнь».
Опасность такой ситуации признают уже и медицинские чиновники, которые вслед за экспертами заговорили о том, что лекарства вообще должны быть бесплатными для всех без исключения пациентов. Соответствующий законопроект готовится внести в Госдуму зампред думского Комитета по здравоохранению Федот Тумусов. Речь идет о препаратах, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших, однако с уточнением, что этот перечень должен содержать все лекарства, которые входят в стандарты лечения различных заболеваний. В Минздраве, уставшем от множества льготных перечней, готовы это предложение поддержать.
Как заявила в ходе конгресса «Право на лекарство» директор департамента по обращению лекарств и медицинских изделий Елена Максимкина, лекарства должны быть бесплатны не для отдельных групп населения, а для всех нуждающихся граждан. И Минздрав, где сейчас работают над моделями пилотных проектов по лекарственному возмещению, не видит смысла отрабатывать эти модели на отдельных нозологиях — в них должны участвовать все категории пациентов.
Где деньги
По мнению Максимкиной, мешает пилотным проектам по лекарственному возмещению и увеличивает их стоимость действующая монетизация льгот. Но отказаться от монетизации одномоментно вряд ли получится. Ранее Минздрав предлагал «плавный» уход от монетизации льгот, при котором льготники продолжали бы получать эти деньги, но тратить их могли бы только целевым образом — на лекарства.
Необходимость отмены монетизации льгот с одновременным предоставлением бесплатных лекарств признает и Саверский. По его словам, фактически произошла монетизация конституционного права на медицинскую помощь. Кроме того, среди инвалидов значительную часть состаляют те люди, которые получают этот статус только ради льготных лекарств. И если государство возьмет на себя бюджетное обеспечение населения лекарствами, многие откажутся от инвалидности.
Однако, основные резервы заложены в самой системе здравоохранения, считает Саверский. «Эффективность лекарственного обеспечения граждан очень высока, — считает эксперт. — Как показали европейские исследования, каждый вложенный в профилактику сердечнососудистых заболеваний рубль дает экономическую выгоду в семь рублей, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата — 3,5 рубля. Проблема в том, что у нас никто не умеет считать. Но пока мы не начнем относиться к здоровью, как к инвестиционной сфере, здравоохранение будет оставаться «черной дырой» для бюджета».
Последние комментарии