Успех или несостоятельность высоко активной антиретровирусной терапии (ВААРТ) определяются на основании иммунного и вирологического ответов на нее. Иммунный ответ оценивается по росту числа CD4 клеток, а вирологический – по снижению вирусной нагрузки (ВН), то есть по снижению уровня РНК ВИЧ в плазме крови. У достаточно большой доли больных, по данным разных исследователей – от 20% до 40%, отмечается дискордантный ответ на лечение, то есть, либо снижение ВН без соответствующего повышения числа CD4 клеток, либо наоборот. Американские ученые провели исследование для того, чтобы определить, как влияет дискордантный ответ на АРТ на прогноз ВИЧ инфицированного больного.
Методы и ход иссследования.
Исследователи использовали базу данных ВИЧ центра университета Алабамы, который открылся в 1988 году, а начал вести базу данных — с 1992 г. В данный анализ включались взрослые больные, начавшие ВААРТ в 1995–2004 гг. Ответ на лечение оценивался в период через 3–9 месяцев от его начала. В зависимости от ответа больных делили на 4 категории: с положительными иммунным и вирологическим ответом – CD4+/ВН+, с отрицательными иммунным и вирологическим ответом – СD4-/ВН-, с положительным иммунным и отрицательным вирологическим ответом – CD4+/ВН- и с отрицательным иммунным и положительным вирологическим ответом – CD4-/ВН+. Положительным иммунным ответом считалось повышение числа CD4 клеток на ≥ 50 кл/мкл через 3–9 месяцев терапии, а положительным вирологическим ответом – неопределяемая ВН.
Исследователи анализировали связь ответа на лечение через 3–9 месяцев ВААРТ и времени до развития первой оппортунистической инфекции (ОП) или смерти.
Результаты.
В анализ были включены 400 больных. Средний возраст когорты составил 37,8 лет; 76,2% были мужчинами; 50% когорты – мужчины имевшие секс с мужчинами (МСМ), и 7,4% — внутривенные наркопотребители. Среднее число CD4 клеток на момент начала ВААРТ составило 213 кл/мкл, а средняя ВН – 5,4 log10 копий/мл. Через 6 месяцев после инициации ВААРТ начальный режим сменили 28,5% больных.
Положительный ответ на лечение отмечался у 70,5% (n=285) больных, отрицательный – у 5% (n=20) больных, дискордантный CD4+/ВН- – у 15,8% (n=64), а дискордантный CD4-/ВН+ – у 8,7% (n=35). За 38 месяцев наблюдения у 35 (9%) больных развилась ОП, а 25 (6%) – умерли.
Как ожидалось, наименьший риск смерти и развития ОП отмечался у больных с положительным ответом на лечение, а наибольший – у больных с отрицательным ответом (относительный риск (ОР) 4,83; 95% доверительный интервал (ДИ) 2,1–11,1) . Риск смерти/ОП у больных с дискордантным ответом на лечение был значительно выше, чем у больных с полным положительным ответом. При этом не отмечалось значительных различий между группами CD4+/ВН- и CD4-/ВН+: ОР составил соответственно 2,39 (95% доверительный интервал 1,38–4,14) и 2,28 (95% ДИ 1,31–4,00). Из исходных клинико-демографических характеристик на риск смерти/ОП влиял мужской пол (ОР 2,2) и число CD4 (ОР 0,03 на каждые 50 кл/мкл). Вид ВААРТ не оказывал статистически достоверного влияния на риск смерти/ОП.
Анализ методом логистической регрессии показал, что риск того или иного дискордантного ответа на ВААРТ был статистически достоверно выше только у больных, не принадлежащих к белой расе (ОР 6,5). Остальные клинико-демографические характеристики и особенности терапии не влияли на частоту дискордантного ответа на ВААРТ.
Выводы.
Авторы исследования отмечают, что дискордантный ответ на ВААРТ приводит к значительному повышению долгосрочного риска смерти и развития ОП. В данной когорте дискордантный ответ имел место у четверти больных (24,5%). Основным ограничением исследования, по мнению его авторов, является небольшая численность когорты, которая, возможно, и помешала определить различия между подгруппами CD4+/ВН- и CD4-/ВН+.
Источник.
Ruimin Tan et al. Clinical Outcome of HIV-Infected Antiretroviral-Naive Patients With Discordant Immunologic and Virologic Responses to Highly Active Antiretroviral Therapy. J Acquir Immune Defic Syndr. Apr. 15, 2008;47:553–558.
по материалам medmir.com
Последние комментарии